Хочешь покупать бренды со скидками до 80%?🔥
переходи в наш Telegram-канал, чтобы знать о самых горячих новостях шопинга в Китае

Карго, такое карго: почему эпоха серых перевозок из Китая подходит к концу

Автор статьи: Эмиль Абазян, эксперт по шоппингу в Китае
Как избежать задержек посылок из Китая в 2025
Содержание
Карго логистика переживает системный кризис. Уже почти год товары, которые везут по серым схемам, неделями стоят на таможне. Грузы “подвешены в воздухе”, а большинство перевозчиков не выходят на связь, т.к. не могут решить этих проблем. Происходит это из-за того, что Китай, Казахстан и Россия ужесточили проверки и приступили к масштабной легализации перевозок.
Поставщики из КНР теперь требуют официальные документы для отгрузки. Казахстан усилил таможенную проверку, а наши банки блокируют переводы на карты посредников. Wildberries, Яндекс.Маркет и Ozon отказывают в размещении товара без подтверждения легальности ввоза, а эти площадки - главный рынок сбыта китайских товаров.

Вдобавок, в 2026 году планируются изменения в российском законодательстве, которые окончательно лишают карго экономического смысла. Что же дальше ждет серый импорт и чем заменить старые схемы, которые скоро перестанут работать? Разбираемся этой статье.

Золотой век карго: как всё начиналось

Пик популярности карго  приходится на 90-е и нулевые. В этот период товарооборот с Китаем начал стремительно расти и бизнесу потребовалась простая, но действенная схема доставки груза. Такой схемой стало карго. 
“Серая” логистика обеспечивала приемлемую цену и высокую скорость доставки. Предпринимателю не нужно было разбираться в таможенном оформлении и ВЭД — всё брала на себя карго-компания. А пробелы в законодательстве и личные договоренности позволяли серому импорту успешно работать при минимальных рисках.

Почему «белым» компаниям было сложнее?

Официальные перевозчики не могли конкурировать с карго по скорости и цене. Легальная логистика требовала полного пакета документов: контракты, инвойсы, декларации, сертификаты. Все это стоило времени и денег, и на фоне карго было нецелесообразным. Кроме того, многие китайские поставщики предпочитали работать через мессенджеры и платежные системы без документов. Это устраивало обе стороны и объём карго-перевозок рос из года в год. Но этот период, похоже, завершился, причем достаточно резко.

Переломный момент: что обрушило карго в 2024-2025 годах

Усиление контроля со стороны России, Казахстана и Китая в 2024 году раскрыло всю уязвимость серых схем. Система, построенная на пробелах в регулировании и неформальных договоренностях, не выдержала давления по трем основным причинам.

  1. Ужесточился экспортный контроль в Китае

С 1 октября 2025 года китайская налоговая служба обязала экспортных агентов указывать фактического продавца, сумму сделки и номер официального счета-фактуры. При отсутствии этих данных агент теперь автоматически признается продавцом и обязан уплатить налог с полной суммы экспорта.
Как следствие, поставщики, массово отказываются отгружать товар без официального договора и банковского перевода - они не желают брать на себя финансовые риски. Кроме того, Китай усилил контроль за товарами двойного назначения и теперь любая подозрительная партия долго задерживается на границе, а серый ввоз электроники и вовсе превратился в лотерею.

2. Усилился таможенный досмотр на границе Казахстана и России

Казахстан также в разы усилил тщательность досмотров. Из-за этого уже осенью 2024 года на пограничных переходах скопилось до 7500 грузовиков, а сроки доставки увеличились с обычных 10 дней до 4-5 недель. Казахская таможня уделяет особое внимание электронике, товарам двойного назначения и продукции западных брендов, останавливая для проверки до 99% таких грузов. При некорректном оформлении документов груз конфискуют или отправляют обратно.

Подробнее о том, что делать, если ваша посылка уже застряла на границе, читайте в нашей отдельной статье о задержках товара на таможне.

Российские таможня также требует подтверждение происхождения товара, соответствие стоимости фактической, наличие сертификатов и деклараций. Грузы без документов блокируются, а товары изымаются на неопределенный срок.

3. Появились новые финансовые риски для получателей

С 15 мая 2025 года Центральный банк России ввел ограничения на переводы между физическими лицами. Если получатель включен в базу «дропперов» — посредников, чьи карты используются для транзита средств, то перевод ограничивается суммой в 100 тысяч рублей в месяц.

С 25 июля вступили в силу и новые правила идентификации: любые переводы через электронные кошельки, банковские приложения и маркетплейсы требуют полной открытости участников. Привычная схема «оплатил на карту — получил товар» перестала функционировать. Банки блокируют подозрительные операции, из-за чего средства зависают, а груз остается на границе

Точка невозврата: что ждёт карго в 2026 году

Если 2024-2025 годы стали переломными, то изменения 2026 года обещают сделать схему карго просто экономически невыгодной.

  1. Переход на электронный документооборот (ЭДО)

С 1 сентября 2026 года вводится обязательный электронный формат для ключевых транспортных документов. С 1 марта 2026 года начнет функционировать Реестр экспедиторов на платформе «ГосЛог», где все ИП и юрлица обязаны пройти регистрацию.

Каждая перевозка будет фиксироваться в электронном виде с указанием отправителя, получателя, груза и стоимости. С 1 января 2026 года универсальный передаточный документ (УПД) станет единственным официально признанным электронным документом для подтверждения отгрузки. Форматы ТОРГ-12 (которые позволяли оформлять сделки с минимумом деталей, заниженной стоимостью и без указания цепочки поставок) и актов выполненных работ утратят правовой статус. Их заменит УПД с обязательной фиксацией всех данных: ИНН, адресов, кодов товаров, реальной стоимости. Любая теневая схема станет практически невозможна.

2. Отмена патента для ИП-перевозчиков

С 1 января 2026 года автотранспортные услуги по перевозке грузов исключаются из перечня видов деятельности для патента. Теперь потребуется переход на УСН или ОСНО, что означает:
  • прозрачную отчётность
  • контроль со стороны налоговых органов
  • невозможность работать в тени
Максимальный доход для патента снизится с 60 до 10 млн рублей в год, что сделает систему недоступной для большинства перевозчиков.

3. Предполагаемое повышение тарифов на контейнерные перевозки

ФАС предлагает в 2026 году поднять на 5% тарифы на контейнерные перевозки. РЖД рассматривает возможность индексации базовых тарифов на 5%, при этом по отдельным направлениям тариф на контейнерные перевозки может быть увеличен до 15% сверх базовой индексации.

Стоимость контейнерных перевозок из Китая выросла почти вдвое за последние два года. Дополнительная индексация окончательно лишит карго главного преимущества — низкой цены. Карго станет не только рискованным, но и невыгодным способом ввозить товар из Китая.

Так что же делать? Единственный работающий вариант в новых условиях

Как бы ни был удобен серый ввоз, бизнесу важно осознать: сегодня карго, как система исчерпывает свой ресурс. Если раньше выбор между “легкой” логистикой и официальной доставкой был вопросом стоимости, то сегодня это - вопрос сохранности груза.

Преимущество легальной доставки становятся все более очевидны

1.Скорость. Грузы проходят таможенный контроль без задержек, в среднем за 7-12 дней. Так, например, в Raketa срок доставки товара со склада в Китае до получателя - от 8 дней.
2.Прозрачность. Вы ввозите товар по фиксированной стоимости, без непредвиденных платежей и сюрпризов на границе.
3.Юридическая безопасность. Полный комплект документов ВЭД защищает от претензий контролирующих органов и блокировок на маркетплейсах.

Для бизнеса белый ввоз обеспечивает еще и финансовую выгоду - при официальной доставке можно получить возврат НДС, что значительно нивелирует расходы на ввоз грузов.

Тенденция отказа от карго особо стала заметна за последний год. Селлеры не хотят терять деньги из-за простоев груза на таможне, а обычные покупатели устали ждать заказы месяцами. И те, и другие предпочитают ввозить официально, т.к. белая доставка из Китая обеспечивает нужный результат.

С официальным оформлением и грамотным перевозчиком вы заказываете товар с любой китайской площадки: Poizon, Taobao, Pinduoduo, 1688, Tmall, JD, Goofish, 95 и получаете именно то, что ожидали. Без задержек, доплат и риска потери товара.

Для тех, кто покупает для себя или продает на маркетплейсах, такая схема сегодня — не просто удобство, а необходимость. Она открывает доступ к новым рынкам, позволяет четко планировать покупки и вести бизнес уверенно и легально.
Регистрируйся и делай доставку уже сейчас!
Поделись гайдом в соц. сетях!)
Другие статьи
Оформляй доставку из Китая сейчас